full screen background image

Реклама

Летаем и изучаем матчасть с командой «КамАЗ-мастер»

Перед стартом ралли-рейда «Дакар» спортивная команда «КамАЗ-мастер» традиционно приглашает прессу в гости, чтобы показать машины и процесс подготовки к гонке. Ну и погонять, само собой. Корреспондент АвтоВестей снова согласился на эту авантюру, и вот что он увидел и ощутил на собственной спине.

Это похоже на "день сурка"! Снова Набережные Челны и полигон команды "КамАЗ-мастер" в Тарловке. Снова я сижу в шлеме на месте штурмана, туго затянутый 5-точечными ремнями в гоночном кресле-ковше. На месте пилота – снова Дмитрий Сотников, победитель в грузовом зачете ралли "Шелковый путь-2013", который снова повезет бережно, ведь прессу надо вернуть с "покатушек" живой.  

Только под нами на этот раз не газодизельный "КамАЗ-4326" с российским битопливным мотором ТМЗ-7Э846.10 (V8, 18,5 л, 950 "сил" и 3600 Нм), а его собрат с дизелем фирмы Liebherr. И стартуем мы на трассу последними, которую перед нами уже сильно "распахали". И я все еще наивно думаю, будто знаю, чего сейчас ждать…

В общем, не стану повторять прошлых живописаний и буду краток. На этот раз один-единственный круг по полигону мне показался вечностью, а просить пощады было как-то неловко. В итоге от свирепой тряски, стремящейся оторвать тебе голову, менее чем за 20 минут я заработал растяжение мыщц шеи и спины, плюс отчетливо "стряхнул мозги". Руки-ноги от необходимости постоянно "расклиниваться" потом тоже болели так, словно я один разгрузил вагон с цементом.

И это, напомню, в щадящем режиме и на относительно мягкой песчаной трассе. Неподготовленный обычный человек вряд ли выдержит без последствий даже час такой пытки. Гонщики же едут в таком режиме на "Дакаре" две недели, плюс жара, накал борьбы, а трясет и колотит еще злее. И это только первая гонка нового спортивного сезона! Нет, они там точно все сумасшедшие!

Когда же, наконец, улеглись эмоции и внутренние органы, отправляемся на экскурсию в собственный научно-технический центр команды. Все-таки вовремя компания Total (поставщик смазочных материалов, ставший с этого года новым техпартнером "КамАЗ-мастер") привезла нас в гости! Ведь когда еще увидишь "боевые" камские  грузовики, разобранные до рамы?! Но я первым делом спешу к главной новинке команды последних лет – первому гоночному "КамАЗу" с капотом. Только почему вокруг его полуразобранных "безносых" собратьев идет работа, а он сиротливо стоит в уголочке в полностью собранном виде?

Увы, на "Дакар-2017" капотник не едет, все силы брошены на подготовку бескапотных машин. Весной этого года капотный грузовик уже успел дебютировать на ралли "Золото Кагана". Однако для марафонов "Дакар" и Africa Eco Race он еще не готов и требует доводки.

Но камазовцы в потенциале капотной компоновки не сомневаются. Ведь на "Дакаре" капотных спортивных грузовиков становится все больше. Начиналось все еще в 80-е годы, с Mercedes-Benz Unimog. А возрождение интереса к такой компоновке произошло уже в нашем веке. В 2012 году на "Дакаре" участвовали "носатые" грузовики Tatra Jamal Алеша Лопрайса и Iveco Powerstar Torpedo Жерара Де Роя. В 2015 году таких грузовиков на гонку было заявлено уже 4 штуки и их количество продолжает расти.

Все потому, что капотный ралли-рейдовый трак имеет ряд плюсов. Смещение кабины на 1,5 метра назад серьезно меняет развесовку грузовика, когда на заднюю ось приходится нагрузка до 55%. Это разгружает передний мост, облегчает ход по песку, делает грузовик более маневренным, снижает недостаточную поворачиваемость, да и рулится такая машина лучше. И приземляется после прыжков, кстати, тоже: меньше риск перевернуться вперед через кабину. 

Но главное, что такая компоновка щадит людей! В бескапотном грузовике экипаж сидит, что называется, "на колесе", и очень непросто описать приличными словами то, что он испытывает на бездорожье. А в капотнике гонщики сидят уже ближе к центру колесной базы, где ударные нагрузки намного меньше. Больше шансов закончить день без компрессионных травм позвоночника, что для камазовских гонщиков такая же обыденность, как для нас, "гражданских", обычный насморк…             

Хотя сложностей с капотной компоновкой тоже хватает. Под смещенной назад кабиной широченные дизели V8, на которых гоняется челнинская команда, уже не помещаются –  туда влезает только рядный двигатель. И систему охлаждения пришлось переделывать, чтобы разместить охладители наддувочного воздуха.

Еще одна сложность с камазовским капотником – отсутствие подходящего мотора. Головной завод "КамАЗ" совместно с Liebherr пока только доводит до ума собственную рядную "шестерку". Ее серийный выпуск еще надо ждать, потом готовить под гоночные условия… А спортивный грузовик уже надо испытывать и выставлять на гонки. Поэтому в качестве временной полумеры челнинцы договорилась с чешской спортивной командой Buggyra Racing об аренде подготовленного ею спортивного рядного 6-цилиндрового дизеля Gyrtech Race Power. Он сделан на базе серийного американского двигателя Caterpillar С13, имеет объем 12,5 л и для своих раллийных грузовиков Tatra Phoenix команда Buggyra заявляет отдачу этого мотора в 950 л.с. и 4200 Нм.

Однако по контракту с Buggyra команда "КамАЗ-мастер" не имеет права даже перепрограммировать блок управления чешского дизеля, не говоря уже о более серьезных самостоятельных переделках! Получается, что двигатель вроде есть, но из-за особенностей аренды камазовцы в вопросе доводки этого движка под новый грузовик связаны по рукам и ногам. Нужен "свой" двигатель, либо больше прав на доводку.

Камазовцы активно ищут альтернативу чешскому мотору. И рискнем предположить, что такая замена потенциально уже существует! Это ЯМЗ-780 – новейший рядный 6-цилиндровый дизель объемом 12,4 л. Его разработали на Ярославском моторном заводе и представили на форуме "Армия-2016". Постановка на конвейер ожидается уже в 2018 году, но первым его получат военные – для установки на новые бронированные платформы "Бумеранг" (колесные) и "Курганец-25" (гусеничные).

У нового дизеля – оригинальные блок цилиндров, головка блока и коленвал, 2-ступенчатый турбонаддув, 4 клапана на цилиндр и впрыск топлива типа common-rail. "Сухой" вес – 1050 кг. У представленного на форуме агрегата была заявлена отдача в 750 л.с. и 2550 Нм крутящего момента. Но потенциал нового мотора, по данным профильных СМИ, еще выше – до 1000 л.с. и 3700 Нм! Гражданские версии этого дизеля будут чуть скромнее и закроют "вилку" мощностей в 400-600 л.с.

Если наши предположения окажутся верны и новый рядный дизель ЯМЗ однажды появится на капотном камазовском болиде, то в этом не будет ничего удивительного. Учитывая, сколько "Дакаров" и других гонок камазовская команда выиграла на нынешних ярославских дизельных V8 (у которых, кстати, тоже военные корни), примерка нового мотора ЯМЗ на спортивный грузовик выглядит совершенно логично. К тому же внедорожные ралли-рейды – это еще и отличный испытательный полигон для нового двигателя.

К применению менее литражных двигателей команду подстегивает и грядущее изменение техрегламента самого марафона "Дакар". Так, допустимый объем моторов спортивных грузовиков скоро урежут до 13 л (сейчас лимит – не больше 16,5 л).

А как с подготовкой бескапотников? Их в техническом центре команды не перестают "допиливать" круглый год. К "Дакару-2017", например, активно трудились над развесовкой (она влияет на управляемость) и дорабатывали тормоза – извилистые и высокогорные маршруты легендарного марафоны требовательны и к первому, и ко второму. Кстати, для высокогорных спецучастков с затяжными спусками на все "боевые" грузовики, едущие на "Дакар", внедрен трансмиссионный гидравлический тормоз-интардер. Он кардинально снижает нагрузку на штатные тормоза и риск их перегрева в шаге от пропасти.

Выпускаемые в Швейцарии дизели Liebherr D9508 (V8, объем 16,2 л), которые команда ставит на грузовики для "Дакара" с 2013 года, тоже весь год готовили к высокогорью и гоняли на испытания в предгорья Алматы. Агрегат этот в команде в целом хвалят, но есть и нюансы. По сравнению с "аналоговыми" движками ЯМЗ, импортный мотор с электронным управлением уже более чувствителен к качеству топлива, а по весу и аппетиту (до 170-200 л/100 км в горах и песках!) схож с российскими двигателями.  

Еще команде предстоит поработать над надежностью отдельных узлов и агрегатов. Например, на "Дакаре" этого года экипаж Андрея Каргинова потерял массу времени при штурме горного брода, когда водой залило блок управления и контакты, после чего двигатель просто заглох. Пока нашли причину, пока продули-просушили…

Зато "электронный" мотор позволяет внедрить круиз-контроль и ограничитель максимальной скорости. В грузовом зачете "Дакара" скорость ограничена на уровне 140 км/час. И не менее жестко организаторы следят за соблюдением скоростного режима на перегонах между спецучастками. В этой ситуации круиз-контроль и ограничитель позволяют точно выдерживать заданную скорость.     

Сами моторы Liebherr D9508 челнинцы покупают в полностью серийном виде и дальше уже самостоятельно готовят к гонке. Дизели полностью перебирают, попутно заменяя или дорабатывая массу деталей. Подбирают другие топливные насосы и турбокомпрессоры, причем как импортного, так и российского производства. Например, кроме турбин фирм Holset, BorgWarner или Schwitzer, команда экспериментирует и с нагнетателями фирмы "Турботехника" из подмосковного Протвино. Программа управления швейцарским двигателем – тоже российская: ее пишут специалисты из питерской фирмы "Абит". К заводской табличке Made in Switzerland впору лепить шильдик "Доработано в России"! 

…Когда вы будете читать эти строки, четыре спортивных "КамАЗа" уже будут плыть на пароме через Атлантику из французского Гавра в Южную Америку. Там 2 января в парагвайском Асунсьоне и стартует "Дакар-2017" протяженностью 8800 км, который пройдет по территории Парагвая, Боливии и Аргентины, а 14 января финиширует в Буэнос-Айресе.

А 20 декабря еще два гоночных "КамАЗа" (один из них – газодизельный, с тутаевским мотором) отправятся своим ходом в Монако. Там 31 декабря стартует марафон Africa Eco Race, который 14 января финиширует в столице Сенегала Дакаре, пройдя 6500 км по старому африканскому маршруту ралли "Дакар" через Марокко и Мавританию.  

В качестве напутствия на гонки, само собой, желают победы. От себя же, памятуя испытанное на собственной шкуре, хочу пожелать экипажам вернуться живыми и, по возможности, здоровыми. Как показывает история таких супермарафонов, это – тоже победа…   

Источник



Журнал News Car все для вас из мира автотранспорта


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рейтинг@Mail.ru